КИМ ЕГЭ-2019
Русский язык
Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста. Изменён формат заданий 2, 9–12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий. Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.
Литература
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
Итоговое сочинение 2019/2020
Сайт Могу писать
Бесплатный курс – https://mogu-pisat.ru/webinar/skol/?ELEMENT_ID=4560980
Бесплатная проверка сочинений – https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=list&FID=1
Направление «Гордость и смирение»: аргументы итогового сочинения 2019-2020 – http://pedsovet.su/metodika/7058_napravlenie_gordost_i_smirenie_argumenti_itogovogo_sochineniya?utm_source=feedgee&utm_medium=email&utm_campaign=Pisateli-ubilyari_2019-2020_argumenti_EGE_analizator_po_pismu&[email protected]
Направление «Он и она»: аргументы итогового сочинения – http://pedsovet.su/metodika/7057_napravlenie_voina_i_mir_k_itogovomu_sochineniyu?utm_source=feedgee&utm_medium=email&utm_campaign=Pisateli-ubilyari_2019-2020_argumenti_EGE_analizator_po_pismu&[email protected]
Направление «Война и мир» к итоговому сочинению 2019-2020 уч.г.— к 150-летию великой книги – http://pedsovet.su/metodika/7056_napravlenie_voina_i_mir_k_itogovomu_sochineniyu?utm_source=feedgee&utm_medium=email&utm_campaign=Pisateli-ubilyari_2019-2020_argumenti_EGE_analizator_po_pismu&[email protected]
Темы итогового сочинения на 2018/19 учебный год
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Комментарий
Открытые тематические направления 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
Блоки и рекомендованные списки этого года
Темы и произведения
Блоки и рекомендованные списки этого года:
1. Отцы и дети.
Пушкин А. С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».
Грибоедов А. С. «Горе от ума».
Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание».
Толстой Л. Н. «Война и мир».
Тургенев И. С. «Отцы и дети».
2. Мечта и реальность.
Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
Гоголь Н.В. «Мёртвые души»
Гончаров И.А. «Обломов»
Островский А.Н. «Гроза»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Чехов А.П. «Ионыч», «Вишнёвый сад»
Горький А.М. «Старуха Изергиль», «На дне»
Андреев Л.Н. «Петька на даче», «Кусака»
Грин А.С. «Алые паруса»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
3. Месть и великодушие.
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Моцарт и Сальери», «Выстрел», «Евгений Онегин»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Маскарад»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда»
Горький А.М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Шекспир У. «Гамлет», «Ромео и Джульетта»
4. Искусство и ремесло.
Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»
Гоголь Н.В. «Портрет»
Лесков Н.С. «Тупейный художник», «Левша»
Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
5.Доброта и жестокость.
Карамзин А.Н. «Бедная Лиза»
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Маскарад»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Лесков Н.С. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Толстой Л.Н. «После бала», «Война и мир»
Горький А.М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Платонов А.П. «Юшка»
Логика и композиция сочинения
Русский язык

Мечта и реальность
Декабрьское сочинение

Декабрьское сочинение-2018
Джек Лондон "Мартин Иден"

Возможность использования на все направления
Искусство и ремесло
Декабрьское сочинение

Месть и великодушие
Декабрьское сочинение
Итоговое сочинение 2019
Рассказы А.П.Чехова Все направления

Мечта и реальность
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Месть и великодушие
Отцы и дети
ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ
ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Фильм «Фауст» Александра Сокурова — это сообщение всему человечеству: зло, которое производит сегодня человек, намного превосходит то зло, которое в прежние века ассоциировалось с инфернальным злом Сатаны, и сегодня Мефистофель оказывается побежден тем злом, которое в себе накопил человек. Людмила Улицкая
Сайт уроков русского языка - Могу писать
Месть и великодушие
|
|
Рекомендации к написанию
Сочинение
Чек-лист для работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку-2019
Ссылка на видеоурок с досрочного экзамена – https://www.youtube.com/watch?v=nYYhPDzyTkc&feature=youtu.be
1. Познакомиться с текстом – прочитать его в первый раз (сделать это до решения тестовой части).
2. Прочитать текст второй раз и выделить в нём микротемы (микротема – это главная мысль какой-то части текста, чаще всего - абзаца), подписать их рядом с каждым абзацем.
3. Кратко пересказать самому себе текст, пробежав глазами написанные микротемы.
4. Ответить на вопрос: зачем автор написал этот текст? Зачем он рассказал мне эту историю? Чему автор хочет меня научить? Записать ответ на черновике в виде законченного предложения. Это – авторская позиция.
5. Придумать вопрос, на который отвечает составленное выше предложение. Это – проблема.
6. Проверить, верно ли проблема сформулирована. Для этого необходимо найти в тексте ответ на вопрос, который был вами составлен. Если в тексте ответ на него есть – значит, проблема выделена верно.
7. Найти 2 цитаты, которые можно использовать в комментарии. Для этого ответить на вопрос: что важно знать, чтобы ответить на поставленный вопрос? Какая информация в тексте помогает автору ответить на вопрос?
8. Написать сочинение в черновике по схеме:
9. Проверить логику работы: отвечает ли авторская позиция на вопрос, который был поставлен в начале сочинения?
10. Проверить сочинение на орфографические ошибки. Для этого читать слова по отдельности в обратном порядке, начиная с последнего слова в последнем предложении и заканчивая первым словом в первом предложении.
11. Проверить сочинение на пунктуационные ошибки. Для этого читать сочинение как обычно, выделяя грамматические основы, причастные и деепричастные обороты, вводные слова.
12. Проверить сочинение на наличие лексических повторов. Для этого прочитать сочинение немного быстрее (так повторы будут лучше слышны). 13. При написании сочинения помнить, что всё гениальное – просто. Не использовать в сочинении громоздкие конструкции и слишком длинные предложения (представьте, что ваш читатель – ученик 4 класса. Ему должно быть понятно, о чем вы пишете. Речь должна быть простой, легкой, но не бедной).
14. Переписать сочинение на чистовик аккуратным почерком.
15. Финальный раз прочитать сочинение на чистовике и убедиться, что вы все переписали верно.
Грамматические нормы
Формы и нормы
Образуем верно формы 1-го лица единственного числа глаголов
Бесить(ся) – бешу(сь)
Бороздить – борозжу
Вонзить – вонжу
Вынудить – вынужу
Грезить – грежу
Ездить – езжу
Замутить – замучу
Искусить – искушу
Колесить – колешу
Лазить – лажу
Обезопасить – обезопашу
Освятить – освящу
Отяготить – отягощу
Прослезиться – прослежусь
Пылесосить – пылесошу
Ютиться – ючусь
Не образуют формы 1-го лица единственного числа глаголы: галдеть, голосить, дерзить, дудеть, ерундить, затмить, исколесить, очутиться, ощутить, толпиться, победить, убедить, угораздить, чудить, шелестеть, шкодить.
Употребляем верно глагольные формы в зависимости от стилевой принадлежности
Жаждать – жаждет (литер.*); жаждает (прост.)
Кликать – кличу, кличет (литер.); кликаю, кликает (нар.-разг.); но: кликаю, кликает – в значении «нажимать кнопку компьютерной мыши» (литер.)
Колебать – колеблет (литер.); колебает (разг.)
Лазить – лажу, лазишь (литер.); лазаю, лазаешь (разг.)
Махать – машет (литер.); махаю, махает (разг.)
Нянчить(ся) – нянчишь(ся) (литер.); нянькаешься (диал.)
Пахать – пашу, пашет (литер.); пахаю, пахает (разг.)
Плескать – плещу, плещет (литер.); плескаю, плескает (прост.)
Полоскать – полощу, полощет (литер.); полоскаю, полоскает (разг.)
Рыскать – рыщет (литер.); рыскает (разг.)
Сыпать – сыплешь, сыплет (литер.); сыпешь, сыпет (разг.)
Трепать – треплешь, треплет (литер.); трепешь, трепает (разг.)
Хныкать – хнычу, хнычет (литер.); хныкаю, хныкаешь (разг.)
Щипать – щиплю, щиплет (литер.); щипаю, щипает (разг.)
Употребляем верно формы повелительного наклонения глаголов в зависимости от стилевой принадлежности
Бежать – беги, бегите (литер.); бежи, бежите (прост.)
Выйти – выйди, выйдите (литер.); выдь, выдьте (прост.)
Выложить – выложи, выложите (литер.); выложь, выложьте (прост.)
Выверить – вывери, выверите (литер.); выверь, выверьте (разг.)
Вывесить – вывеси, вывесите (литер.); вывесь, вывесьте (разг.)
Выдвинуть – выдвини, выдвините (литер.); выдвинь, выдвиньте (разг.)
Ездить – езди, ездите (литер.); ездь (разг.)
Клянчить – клянчи, клянчите (литер.); клянчь (разг.)
Лечь – ляг, лягте (литер.); ляжь, ляжьте (прост.)
Махать – маши, машите (литер.); махай, махайте (разг.)
Нянчить – нянчи, нянчите (литер.); нянчь (разг.), нянчай (прост.)
Погодить – погоди, погодите (литер.); погодь, погодьте (прост.)
Портить – порти, портите (литер.); порть (разг.)
Тронуть – тронь, троньте (литер.); (не) трожь, (не) трожьте (прост.)
Чистить – чисти, чистите (литер.); чисть (разг.)
Не имеют форм повелительного наклонения глаголы:видеть, ехать, мочь, слышать, хотеть.
*Литер. – литературная норма, прост. – просторечная окраска, нар.-разг. – народно-разговорная окраска, разг. – разговорная окраска, диал. – диалектная окраска.
Соблюдаем нормы управления
Альтернатива чему
Аннотация чего, на что
Благодаря кому, чему
Вопреки чему
Восхищаться кем, чем
Горд кем
Дисгармонировать с чем
Дискутировать о чём, что
Достоин чего
Жажда, жаждать чего
Избегать кого, чего
Касаться кого-либо
Не нарадоваться на кого
Неверие во что
Описывать кого-либо, что-либо
Оскорбиться чем
Относиться к кому-либо
Подвести итоги чего
Поражаться чем
Потребность в чём
Презрение к кому, к чему
Пренебречь кем, чем
Преобладать над чем
Претендовать на что
Приемлемый для кого, для чего
Пример чего, чему
Радоваться чему-либо, за кого-либо
Разочароваться в ком, в чём
Согласно чему
Талант к чему
Тенденция чего, к чему
Убеждён в чём
Чуждаться чего
Беспокоиться о ком-либо – тревожиться за кого-либо
Директор чего-либо – заведующий чем-либо
Жалоба на кого-либо – характеристика кого-либо
Идентичный чему-либо – сходный с чем-либо
Исходить из чего-либо – отталкиваться от чего-либо
Обидеться на что-либо, на кого-либо – обижен чем-либо
Обрадоваться чему-либо – обрадован чем-либо
Обращать внимание на что-либо, на кого-либо – уделять внимание кому-либо, чему-либо
Отзыв о чём-либо – рецензия на что-либо
Отчитаться в чём-либо – сделать отчёт о чём-либо
Полный, (пре)исполненный чего-либо – наполненный чем-либо
Превосходство над кем-либо, над чем-либо – преимущество перед кем-либо
Предостеречь от чего-либо – предупредить о чём-либо
Различать что и что – отличать что от чего
Рассердиться на что-либо – рассержен чем-либо
Свойственный кому-либо – характерный для кого-либо
Сходный с чем-либо – похожий на что-либо, на кого-либо
Уверенность в чём-либо – вера во что-либо
Удивляться чему-либо – удивлён чем-либо
Удовлетворять чему (например, нормам) – удовлетворять что (например, требования)
Уплатить что (например, штраф) – оплатить что (например, проезд) – заплатить за что (например, за покупку)
Упрекать в чём-либо – порицать за что-либ
Лексические нормы
Различаем слова-паронимы
|
Паронимы
Паронимы
Орфоэпические нормы
Ставим правильно ударение в словах
А́вгустовский Алфави́т Апостро́ф Афе́ра Аэропо́рты Балова́ть(ся) Ба́нты Блёклый Брала́ Вероиспове́дание Взяла́ Включён Включи́т, включи́м, включи́шь, включи́те, включа́т Водопрово́д Вручи́т Газопрово́д Гнала́ Грошо́вый Гру́шевый Давни́шний Диспансе́р Добела́ До́верху Догово́р Докрасна́ Доне́льзя До́низу Досу́г До́суха До́сыта и* досы́та До́чиста (в значении «до полной чистоты») До́чиста и доп.** дочиста́ (в значении «до конца, полностью») Дремо́та Ерети́к Жалюзи́ Ждала́ Жёлоб Житие́ Зави́дно | За́гнутый Заку́порить За́нял Заняла́ За́няло Занята́ За́нятый Заперта́ Звони́т, звони́м, звони́шь, звони́те, звоня́т Зубча́тый Издре́вле Исче́рпать и доп. исчерпа́ть Ка́мбала и доп. камбала́ Катало́г Кварта́л Кла́ла Кра́ла Кра́ны Краси́вее Креме́нь Кровоточи́ть Кулина́рия Ку́хонный Лгала́ Лила́ Ломо́та Ломо́ть и доп. ло́моть Мастерски́ и доп. ма́стерски Ме́льком и доп. мелько́м Мизе́рный Мозаи́чный Му́скулистый и мускули́стый Мусоропрово́д Наме́рение Начала́ Нефтепрово́д Никчёмный Новорождённый Нормирова́ть Обеспе́чение | Облегчи́ть Опе́ка Опто́вый Остриё О́трочество Парте́р Петля́ и пе́тля Пломбирова́ть Прида́ное Прину́дить Раку́шка Рвала́ Рва́ло Сверли́т и доп. све́рлит Свёкла Сиро́ты Сли́вовый Со́гнутый Со́лит и соли́т Сори́т Сре́дства (мн.ч.) Ста́туя Столя́р Танцо́вщица Творо́г и доп. тво́рог Толи́ка То́рты То́тчас Ту́фля Углуби́ть Украи́нский Уме́рший Усугуби́ть и доп. усугу́бить Фено́мен и доп. феноме́н Фо́рзац Хозя́ева Че́рпать и доп. черпа́ть Ша́рфы Щаве́ль Экспе́рт | |
Различаем ударение (а иногда и написание) в зависимости от лексического значения Брони́ровать (место в гостинице) – бронирова́ть (автомобиль) Вяза́нка (дров) – кофта-вя́занка Занято́й (человек) – за́нятое (место) Ко́мпас (в обычной речи) – компа́с (в речи моряков) (Осенняя) мокрота́ – (кашель) с мокро́той Острота́ (лезвия) – остро́та (остроумное выражение) Переходно́й (мост) – перехо́дный (возраст) Приво́д (в полицию) – при́вод (в механизме) Развита́я (промышленность) – ра́звитая (деятельность) – разви́тая (раскрученная) Тру́сить (бояться) – труси́ть (бежать) (Добыча) угля́ и у́гля (вещества, используемого в качестве топлива) – (кусочек) у́гля (куска перегоревшего дерева) (Первозданный) ха́ос – (в доме) хао́с и ха́ос Хара́ктерный (человек) – характе́рный (признак) Ша́баш (ведьм) – шаба́ш (на работе) (Работать) эле́ктриком – (цвет) электри́к Электропро́вод (электрический шнур) – электропрово́д (система для передачи электричества) Языкова́я (норма) – языко́вая (колбаса) | |||
Произносим звуки правильно | |||
Бассейн [с'э́] Бог [х] Брюнет [н'э́] Бухгалтер [г] Горничная [шн] Горчичник [шн'] Декан [д'] и доп. [д] Депо [д'] и доп. [д] Жюри [ж'у] Кафе [ф] Компьютер [т] Копеечный [шн] и [чн] Лёгкий [х'к'] | Миксер [с'] и [с] Мягкий[х'к'] Партер [т] Порядочный [шн] и доп. [чн] Прачечная [шн] Пустячный [шн] Секретер [с'] [р'] [т] Сердечный [чн], но: друг серде[шн]ый Сканер [н] Скучный [шн] Термин [т'э́] Тостер [т] Шинель [н'э́] | ||
* Употребление союза и между двумя вариантами показывает равноправие их употребления. ** Помета и доп. означает, что употребление второго варианта допустимо. |